Новый взгляд на старый принцип спасёт нацию, считает Михаил Сватковский
Здоровье человека - это профилактика заболеваний и их лечение. Российское здравоохранение неоправданно объединило эти понятия в ущерб каждому из них, считает Михаил Сватковский, кандидат медицинских наук, флеболог, ортопед и будущий остеопат. Он утверждает, что профилактика заболеваний – это задача специалистов образования, с которой те явно не справляются. Более того, некоторые педагогические принципы, ставшие нормой не одну сотню лет назад, расшатывают здоровье нации и в итоге подталкивают её к вырождению. По мнению Михаила Сватковского, заученную фразу «движение-жизнь» нужно переосмыслить – и сделать руководством к действию на государственном уровне.
Осенний марафон для первоклашки
- Михаил Владимирович, первый месяц учебного года закончился. За это время СМИ в красках расписали, какие болезни грозят ученикам младших классов: тут и сколиоз, и плохое зрение, и вечные ОРЗ, страхи и даже невроз, головные боли, тики, заикание, в итоге - двойки в дневнике и комплекс аутсайдера…Что происходит? Почему всё это обрушивается на малышей?
- Пик интоксикации солями тяжёлых металлов наступает через год после проведённой вакцинации. То есть, через год вещества, которые попадают в мозг, начинают непосредственно воздействовать на нервные клетки, и возникают все те симптомы, которые так раздражают учителей и приводят в отчаяние родителей - гипервозбудимость, повышенная «бегучесть» по коридору, трудности запоминания, потливость, непонятный тремор – периодические подергивания, которые педиатры ничем не объясняют. До сих пор дошколята худо-бедно справлялись с образовательной нагрузкой – при дозировании она переносится нормально. Но в школе практикуется иной вариант педагогического воздействия на детей: предметы идут один за другим с небольшим перерывом, дети физически не успевают восстановиться к следующему уроку, и в итоге скорость их утомления на порядок выше, чем у старших учеников. Почему? Да просто те уже адаптировались к учебному процессу, а младшие - ещё нет.
- Сидеть! – скомандовал учитель
- Ваши единомышленники считают, что именно отравление солями тяжёлых металлов, полученное при вакцинации, не позволяет малышам правильно сидеть за партой. Они утомляются, им трудно подолгу держаться прямо, в итоге они принимают самые немыслимые позы и наживают сколиоз и близорукость ко второму классу…
- Вопрос – а нужно ли «правильно сидеть» за партой? Что значит «правильно»? Ручки на парту, взгляд перед собой? Я буду ссылаться на корифеев: Владимир Филиппович Базарный, доктор медицинских наук, недавно заявил во всеуслышание, что надо спасать русских детей. По его мнению, сейчас основой повреждения нашего мозга, основой повреждения нашего опорно-двигательного аппарата, как ни странно, является педагогическая усидчивость. Базарный объясняет, почему у малышей постепенно деградирует мозг. Малышей с раннего дошкольного возраста, с садика приучают сидеть на месте. Вспомните себя, вспомните, как росли ваши дети. В садике они выполняют задания только сидя, в дошкольных учреждениях их точно так же усаживают кружочком, или за парты, за столики - только не шевелитесь. Когда они приходят в первый класс – начинается то же самое: смирно сидим, куда побежал, смотри сюда…То есть, детей приучают к неподвижности.
- Это напоминает историю изобретения родового стола: по некоторым данным, он был создан для удобства французского монарха, который пожелал наблюдать за родами своей пассии. С тех пор вся Европа рожает горизонтально – в ущерб строению женского организма, здоровью новорождённых и здравому смыслу. А у нас, получается, поза «сели смирно, ручки на парту» не нужна никому, кроме учителей?
- Я себя вспоминаю в школьном возрасте: меня всё время сажали за последнюю парту, потому что я мешал вести урок. Мне надо было куда-то бежать, я мешал другим смотреть на досочку, мой мозг отказывался воспринимать информацию, пока я сижу неподвижно на одном месте... Может, нашим специалистам от образования тоже не помешает почаще вспоминать себя детьми?
Что такое педагогическая усидчивость? Детей с раннего возраста заставляют изменить свой образ перемещения в пространстве. Владимир Филиппович Базарный утверждает, что таким образом меняется строение человека: он свой собственный крестец «вбивает» в малый таз, и он становится костылём для опорно-двигательного аппарата. Когда человек проводит большую часть времени на «пятой точке», его подвижность минимальна: двигаются только челюсти, глаза…Не буду заострять внимание на проктологических изменениях при сидячем образе жизни, или процессах в малом тазу, которые происходят у женщин. Если мы говорим о детях, важно другое: когда он сидит, потоки восходящей информации от мышц ребёнка в его мозг отсутствуют. Нет рефлекторного воздействия мышц – нет и информации, которая заставляет голову развиваться. Когда мы сидим, нам в голову вливается информация через уши, через глаза. Но всё это не подпитывается двигательной активностью.
Что в результате? У детей на всю жизнь формируется двигательный стереотип. И когда ребёнок начинает иметь дело с движущимися механизмами, которые требуют быстрой реакции, переключения между творческим и аналитическим началом, он просто не выдерживает. А помимо педагогической усидчивости, ещё и тяжелые металлы не дают мозгу развиваться. То есть, ребёнку и так плохо, а его ещё и неподвижно сидеть заставляют. В результате - крах развития ребенка в раннем школьном возрасте. Ребёнок становится памятником самому себе.
Троечник или творец?
- Если учёные уже исследовали эту проблему и обнародовали результаты, должны быть и те, кто пытается что-то менять?
- В трёх тысячах школ Москвы и России провели эксперимент - установили специальные парты. Дети в течение урока скачут, чтобы учиться. Салятся - встают, садятся – встают. Учебные пособия висят вокруг них, дети двигаются, чтоб что-то прочитать. В итоге они на год опережают в своем развитии тех, кто был изначально здоровее. Казалось бы, мера простая, но без неё маленький человек теряет главное - сознание творца и состояние творца. Кто, как правило, выбивается в творческие личности? Те, кто посещал спортивные секции. А ещё, это, заметьте, далеко не отличники. Троечники отличаются от обычных детей тем, что они мыслят неординарно, критически воспринимают действительность, их не пугают ошибки, двойки…Наша педагогика воспитывает страх перед ошибкой. И получается следующее: искажённая педагогика, химическое, фармакологическое воздействие, которое убивает здоровье, отсутствие физических упражнений до уроков, во время уроков, после уроков… А потом все мучительно задаются вопросом: почему у нас так много больных детей?
Однажды я предложил маме своего пациента несколько измениться, что было воспринято как личное оскорбление. У ребёнка сколиоз. Родители в панике: надо что-то делать. Я начинаю выяснять, какова его двигательная активность в течение дня, сколько времени он проводит за столом, в том числе и у компьютера…Предлагаю маме простейшие методы – например, позволить ребёнку бегать вволю и даже лазить по деревьям. И тогда его организм постепенно начнёт лечить себя сам! Но почему то мама решила, что я учу её жить…Есть поговорка: если дашь человеку рыбу - ты его накормишь, если ты его научишь рыбачить, он будет сыт всю жизнь. Моя задача как доктора - научить пациентов «рыбачить», чему не учат ни в поликлинике, ни в школе.